Как ребенок воспринимает время

Психологи заметили, что главным ориентиром во времени для маленького ребенка становится определенное событие, яркое впечатление или предвкушение чего-то важного для него.

«Это было на прошлой неделе», — скажет взрослый, а малыш — совсем иначе: «Это было, когда мне купили красную машинку». Или: «Это будет, когда мы поедем к бабушке». При этом получается, что для ребенка существует только прошедшее и будущее время. Настоящее как бы отсутствует, это только текущий момент, то, что происходит сию секунду, «сейчас».

centrlelya.ru

По словам доктора Комаровского, даже совсем маленькие дети сами усваивают то, что видят изо дня в день: утро наступает после темной ночи, а ночь — после ужина и сказки про трех медведей. Еще проще малышу сориентироваться в этом миропорядке, если родители говорят: «Доброе утро», «Спокойной ночи».

Однако мышление у маленьких детей в основном наглядно-образное, а абстрактными понятиями они оперируют с трудом. И время как раз относится к этой категории — его не увидеть, не услышать, не потрогать. Тем не менее, все мы, вне зависимости от возраста, ощущаем его ход. Даже у младенцев от природы есть ощущение времени — они ориентируются по своим внутренним, биологическим, часам — субъективному чувству, основанному на привычном ритме жизни.

Замечено, кстати, что те дети, у которых более строгий режим, лучше усваивают понятие времени. Их организм привыкает к определенному ритму, и представление о тех или иных временных отрезках дается им легче, чем тем малышам, которых сегодня покормили обедом в полдень, а завтра — часа в три.

Речь

В первые шесть месяцев жизни у малыша идет предречевое развитие — закладывается тот базис, на основе которого ребенок в дальнейшем сможет овладеть звуковой стороной родного языка. Чтобы этот процесс происходил без задержек, крохе необходимо много и полноценно общаться со взрослыми.

TuttoSu

Сначала и потом

Первые понятия, с которыми стоит познакомить ребенка в полтора-два года, те, из которых состоит само представление о времени. То есть, «сначала», «потом», «сейчас», «до того», «после того», «скоро», «еще долго» и т. д.

Всему этому не нужно посвящать лекций — просто произносите эти слова, комментируя свои действия: «Сначала пойдем умоемся, потом будем завтракать, а потом — гулять». Именно так эти базовые понятия с младенчества укоренятся в сознании. Они могут касаться, кстати, не только повседневных действий, но и всего того, о чем вы рассказываете ребенку — например, как из зернышка появляется растение, как гусеница превращается в бабочку, как построили ваш дом.

Дни недели

Дальше можно переходить к конкретным понятиям, обозначающим разные отрезки времени. Постепенно ребенок поймет, что такое «сегодня», «завтра», «вчера». Это не так просто, как может показаться — поначалу дети часто путают эти слова (ведь это самая настоящая абстракция!).

Для того, чтобы «закрепить пройденное», почаще спрашивайте у малыша: «Во что ты играл вчера в садике?», «Знаешь, куда мы с тобой пойдем завтра?». Через некоторое время, когда ребенок освоится с этими хитростями, объясните ему и что такое позавчера, и что такое послезавтра. Одновременно с этим можно знакомить с календарем — днями недели, месяцами. Купите ему красивый детский календарь с картинками и повесьте в детской.

Lifeathome.ch

Разумеется, малыш в один момент не выучит всех этих новых и таких сложных слов — пусть учится запоминать их постепенно и последовательно. Каждое утро сообщайте, какой сегодня день недели, число, месяц. Можно специально потренироваться определять по календарю, какой день недели и какое число было вчера, а какое наступит послезавтра.

Лучше, если эти тренировки не будут надуманными и нудными, а станут частью разговора, игры, обсуждения планов. Для того чтобы ребенок запомнил, что такое неделя, начните как-нибудь с вечера понедельника обводить на календаре каждый прошедший день. В воскресенье вечером покажите малышу, что прошло семь дней, которые составили одну строчку. Так он зрительно запомнит и это понятие.

Можно сделать еще интереснее — взять календарь с большими клетками и каждый день (ну, или достаточно часто) рисовать там простое изображение наподобие пиктограммы. Такая картинка будет фиксировать какое-то событие, произошедшее с ребенком в определенный день, — например, катание на карусели, посещение зоопарка, поездку в гости к бабушке или покупку новой рыбки для аквариума. Можно так же обозначить и предстоящие события — поход в бассейн, в кружок или в театр. Можно пометить там же и дни рождения членов вашей семьи и друзей, наклеив рядом с датами их маленькие фотографии.

Так ребенок уже к 4–5 годам сможет готовиться к будущим событиям, приучится ценить и распределять время.

Восприятие времени — одна из самых больших тайн мозга. Сегодня наука только приближается к пониманию этого процесса. Люди давно заметили, например, что время «ускоряется», когда мы взрослеем, но почему? Наука так отвечает на этот вопрос: мозг детей обрабатывает огромное количество новой информации о мире. А с возрастом нового, неизведанного становится все меньше и меньше — несмотря на тот, казалось бы, бесконечный поток разнообразной информации, который обрушивается на нас с экранов телевизора, компьютера, со страниц газет и журналов.

Времена года

Уже двухлетний малыш вполне способен понять, что такое времена года. Обращайте его внимание на то, какие изменения происходят в природе осенью, летом, зимой и весной, как меняется погода, что случается с деревьями, травой, как по-разному одеты люди. Попробуйте вместе вспомнить, как еще недавно выглядел скверик, теперь укрытый снегом, какие были на деревьях листья, а в реке — вода.

momstotschool.blogspot.com

Все эти незамысловатые беседы легко приведут вас к разговору о временах года. Разумеется, ребенок не запомнит последовательности месяцев молниеносно. Возвращайтесь к этим объяснениям снова и снова. Помогут и книги, которые вы читаете малышу — ведь во многих детских сказках и стихах так или иначе обыгрывается понятие времени.

Часы

Как предмет часы начинают интересовать детей примерно с трех-четырех лет. Особо сообразительные малыши уже в этом возрасте способны овладеть искусством определять время. Но, даже не умея ориентироваться в том, что показывают стрелки, уже в три-четыре года дети оперируют в своих играх понятием времени. Например, подражая взрослым, говорят своим куклам и мишкам: «Уже три часа, сейчас будем обедать!»

Roditel.bg

Когда ребенок уже освоил дни недели, месяцы и времена года, пора перейти к самой сложной ориентации во времени. К часам. Для этого он уже должен знать цифры от 1 до 12. Проще всего обучать ребенка определять время по специальным детским часам с большими стрелками, крупными цифрами и четкими делениями. Расскажите, как двигается часовая стрелка, потом — как минутная. Расскажите, как устроен циферблат, что обозначают деления на нем. Поначалу обойдитесь обозначениями времени от 0 до 12, сообщите про то, что бывает три часа дня и три часа ночи. Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет вполне способен всю эту информацию осознать и запомнить.

Ну, а дальше тренируйте его изо дня в день — пусть определяет, где должны быть стрелочки, когда он встает, обедает или ложится спать, в котором часу по телевизору идет его любимый мультфильм, как показать «без четверти пять» или «восемь двадцать»? Обычно дети с удовольствием этому учатся — конечно, если взрослые не пристают к ним с этими заданиями чересчур напористо.

Источник

Рекомендуем прочитать:

Комментарии

комментарии

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Читайте еще: